?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

язык мой - закон мой


Время за полуночь.

Читаю такой любимый мной «Словарь редких и забытых слов». (Сомов В.П., Москва, Астрель, АСТ, 2006). Взгляд, а затем мысль цепляет слово «двоегласие».

И интуитивное прозрение – «В языке заложены нравственные законы, что такое «хорошо» и что такое «плохо». 

Интересно «распаковать» свёрнутый процесс мышления, найти логические доказательства  интуитивной догадке

 Шаг 1. Осмысляю слово «двоегласие»

Двоегласие

  • Разномыслие, разногласие; расхождение между словами и поступками человека.

Николай Щедрин:

« В особенности в Петербурге на этот счёт существует какое-то малодушное двоегласие. Язык говорит: «кто же запрещает! Обличайте! Преследуйте! Карайте!» - а в глазах в эхто время бегают огоньки» (Благонамеренные речи)

Обратите внимание - не мнения двух людей – а расхождение между словом и делом!

 

Шаг 2. Сравниваю. Какие еще слова встречаются с такой приставкой?

Двоемыслие –

  • Мысль, допускающая двоякое понимание, истолкование, двусмысленность. (из того же словаря)

Двоевластие

  • Одновременное существование двух правительств, двух властей в одном государстве. Время смуты и двоевластия

Двоедушный –

  • двуличный, неискренний

Двоежёнец

  • Мужчина, состоящий в официальном браке одновременно с двумя женщинами.

 

Все слова с отчетливым неодобрительным значением. Исключение – двоеборье.

 

Шаг 3. Делаю вывод.

В языке заложены нравственные законы, что такое «хорошо» и «плохо».  (Уже понимаю, что неплохо написать пост о сакральности азбуки)

 

Шаг 4. Сравниваю эти слова с теми, которые начинаются с приставки (более научно – это не приставка, а первая часть сложных слов)  «разно».  

Разно…

  • Первая часть сложных слов со значением: 1) разный, несходный, напр., разноглубинный, разномыслящий, разновеликий; 2) разный, не один и тот же напр., разновременный, разновысокий; 3) разный, всякий напр., разнотолки

И далее в Толковом словаре Ожегова расположены 20 слов. Значение практически во всех нейтрально.

Сравните сами: двуликий и разноликий.

Шаг 5. Делаю выводы из этого сравнения

  • Нецелостность человека, расхождение между внешним и внутренним – «плохо», а разность, неодинаковость с другими людьми – нейтрально (свободный выбор)
  • Два – как полярность, как крайности – «плохо», разности – нейтрально (свободный выбор)

« Плохо» и «хорошо» можно отнести не ко всем явлениям жизни. Плохо – то, что преступает за – кон. (Кон – рубеж, который преступать опасно как опасно идти против бурного течения жизни). 

Ну как же не посмотреть само слово «кон»?

Открываю словопедию http://www.slovopedia.com

КОН
род. п. кона "начало, ряд, порядок", укр. кiн, род. п. кона "угол", др.-русск. конъ "предел", чеш. kon, напр. dokona "до конца, полностью".

КОН   из словаря Даля!  

м. начало, предел, межа: | рубежь, конец; | ряд, порядок, очередь, раз. Вот откуда пошел кон земли нашей. Скот у нас в ко пошел, падеж! Архипка на кону, в перву голову в ставку идет. От кона, спокону, спокон, искони так водилось. Докону, до конца, доконать.

 

Взяла значения только из двух словарей – «Толковый словарь Даля» и «Этимологический русскоязычный словарь Фасмера», как наиболее «исторических» и близких к исконному (опять КОН!) значению.

Эк, меня занесло! Наверное, ночь сказывается.

Текст большой, а вот можно ли добраться до смысла?

Попробую суммировать:

·        В языке заложены нравственные законы: «что такое хорошо и что такое плохо»

·        « Плохо» и «хорошо» можно отнести не ко всем явлениям жизни. Плохо – то, что преступает за – кон.

·        В слове «двоегласие» отражён нравственный закон целостности человека.

 

Ненаучно? Возможно. Одно из ощущений носителя языка.

 



 

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
vinnitch
15 янв, 2009 14:51 (UTC)
Двоегласие я понимаю нейтрально. Это два голоса вместе и одновременно. Но, конечно, язык отражает моральный императив.
uruselna
15 янв, 2009 15:07 (UTC)
да, я про то, что смысл многих слов очень изменился, затёрся, потускнел. Потому и привела исконное значение - "расхождение между словом и делом" в таком значении тоже нейтрально?
vinnitch
15 янв, 2009 19:41 (UTC)
В тех, что приведены у Вас, смыслах слово никак не нейтрально). Язык, да, изменился, многие слова ушли, другие повернулись смыслом... но так было всегда. И мораль сейчас уходит, она заменяется технологиями. Это мое мнение. Просто я заметил, как один мой знакомый иностранец, что вел себя образцово у себя на родине, приехав к нам, стал вести себя так, как я не ожидал от него. То есть у себя он вел себя хорошо не потому что был хорошим, просто там такие условия, что иначе себя вести нерационально. И мы к этому придем.
xchgall
27 янв, 2009 09:53 (UTC)
а ты читала "Слово" Сергея Алексеева?
uruselna
27 янв, 2009 10:02 (UTC)
Конечно! И "Сокровища Валькирии2, и "Утоли моя печали" и все, котоые вышли. Полная библиотека
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner

Profile

uruselna
uruselna

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031