?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Агенты эволюции

«Никакая механическая эволюция невозможна.
Эволюция человека — это эволюция сознания, а «сознание» не может эволюционировать бессознательно.
Эволюция человека — это эволюция его воли; а «воля» не в состоянии эволюционировать невольно.
Эволюция человека — это эволюция его способности делать; а «делание» не может быть результатом вещей, которые «случаются». (Успенский. "В поисках чудесного").

Наверное, можно говорить об изменениях, о создании другой материальной среды. Но существует ли эволюция Человека в развитии сознания, воли, способности творить? Давайте понаблюдаем.
Где люди тратят больше всего денег?
О чём говорят и чем интересуются люди?
Какими впечатлениями делятся в первую очередь?
Какие темы преобладают в обсуждениях?

Ничего не изменилось, за исключением некоторых терминов. Конечно, лет 300 назад об айфонах и новых технологиях не говорили повсеместно. Уровень механической образованности был ниже. Но желания людей, их устремления всё те же - "быть среди своих", "получать как можно больше положительных впечатлений", если обобщить - «получать приятности и избегать неприятностей».
Свободная воля трактуется примерно так: «Нравится/не нравится, хочу\не хочу». И произвольность воли, волюнтаризм только обнажает механистичность устремлений.
Что понимаю под механистичностью? Реагирование на внешние влияния. Действия только под толчком внешних сил. Изменения только согласно внешним обстоятельствам.  С машиной всё только случается. Она сама никогда не выбирает, да и мысль такая ей в голову не приходит, что можно выбирать.
 На первый взгляд, с человеком всё иначе. Он принимает решения, казалось бы. Но что служит основанием решений? То же самое – «Нравится/ не нравится». И даже это «нравится» - уже результат какой-то программы. Можете представить себе ребёнка, который прежде чем будет петь, рисовать, танцевать, скажет себе, что он этого не умеет? Что сначала нужно научиться? А можете представить взрослого, который свободно идёт и танцует, а не просто делает механические движения, одинаковые с другими?  Понятно, что из сотни один-два человека найдётся. Но в массе своей? Как будем выглядеть? Как прореагируют окружающие? Программы оценивания, сравнения, не прекращающая действовать ни на секунду.

Никого не клеймлю, сама нахожусь в тюрьме механистичности. Моё преимущество передо мной же десятилетней давности с точки зрения развития в том, что я вижу стены тюрьмы и вижу, что сама же их и укрепляю. Могу наблюдать, как работают во мне программы, как работает моя машина. Возможно, как пишут те, кого считаю своими учителями, я могу перестать быть машиной. «Машина, осознавшая себя машиной, уже не машина».

«Можно перестать быть машиной, но для этого необходимо прежде всего знать машину. Машина, настоящая машина, не знает и не может знать себя. А машина, которая знает себя, уже не машина; по крайней мере, не та машина, какой она была раньше. Она начинает проявлять ответственность за свои действия.
— Это означает, по-вашему, что человек не ответственен за свои действия? — спросил я.
Человек (он подчеркнул это слово) ответственен. А машина — нет.» (Успенский «В поисках чудесного»)

Проект театра объективного танца рождается у меня давно, рождается непросто. Продираюсь через свою механистичность – «а что ожидают другие люди?» «А каковы потребности целевой аудитории?», «А не слишком ли вызывающе?» «На что ты замахнулась?».  Множество программ делают свою работу. Маленькая часть наработанной свободной воли позволяет наблюдать этот процесс.

Это театр по изучению человеческой машины – самих себя. Да, некоторые танцы зрелищны и для публики. И если танцоры находятся в правильном состоянии присутствия, то зрители улавливают главное - необычность действия, то, что происходит за формой зрелища – сильная внутренняя работа. Усилия по нахождению в моменте. Усилия Быть. Это и есть объективное искусство по Гурджиеву – когда вещи не случаются субъективно, а когда эффекты определены заранее. И люди одинакового уровня получают одинаковые результаты.
Моя знакомая написала комментарий к заметке о выступлениях на чеховских пятницах – «ощущение, что танцевали чисто для себя, зачем тогда на публике?» Для меня это положительный комментарий. Работа участниками проделана: делать движения так, как будто есть только движение, группа и ты сам.

«Человек должен это понять: его эволюция необходима только ему самому. Никто другой в ней не заинтересован, и никто не обязан и не намерен помогать ему».
В самом первом выступлении Театра прозвучала фраза: «Мы – агенты эволюции». Заявить такое было непросто. Пафосно и вызывающе звучит такая фраза. И есть порыв  смягчить, социализировать, подогнать под привычное. Не буду. Сверхцели требуют сверхформулировок.

Развитие сознания, воли и способности делать, а не только реагировать. Сверхцели, которых невозможно достичь раз и навсегда. Можно только расширять просвет, через который смотришь на мир. Или вдруг с облегчением (и удивлением в первое время!)  останавливать раскручивание программы обиды или вины. Или начать получать впечатления  от простых вещей, впечатления гораздо более полные, чем  поездка в экзотические страны. И всё полнее ощущать себя живым.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
livejournal
19 авг, 2013 07:52 (UTC)
Агенты эволюции
User mishuk_m referenced to your post from Агенты эволюции saying: [...] Оригинал взят у в Агенты эволюции [...]
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner

Profile

uruselna
uruselna

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930