?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я не люблю людей сентиментальных. Не тех, кто способен на глубокие и сильные чувства, а тех, кто эти чувства возводит в достоинство. Очень хорошо раскрыл суть сентиментальности Милан Кундера в своём романе «Бессмертие». Вот длинная цитата; «Принято считать, что европейская цивилизация основана на разуме. Но столь же справедливо было бы сказать о ней, что это цивилизация чувств, сантиментов; она создала тип человека, которого я называю человеком сентиментальным:  homo sentimentalis  .
Иудейская религия предписывает верующим Закон. Этот Закон стремится быть доступным разуму (Талмуд не что иное, как постоянное разумное толкование предписаний, установленных Богом) и не требует никакого особого чувства сверхъестественного, никакого особого восторга или мистического пламени в душе. Критерий добра и зла объективен: речь о том, чтобы понимать писаный Закон и придерживаться его.
Христианство перевернуло этот критерий головой вниз:  Люби Бога и делай что хочешь! — сказал Блаженный Августин. Критерий добра и зла был перемещен в душу индивида и стал субъективным. Если душа того или иного человека исполнена любви, все в порядке: этот человек хорош, и все, что он делает, хорошо.
….
На убеждении, что любовь избавляет нас от вины, основывается оригинальность европейского права и его теория вины, которая принимает во внимание чувства обвиняемого: когда вы убиваете человека хладнокровно ради денег, вам нет прощения; если вы убиваете его за то, что он оскорбил вас, гнев ваш явится смягчающим обстоятельством, и вы получите меньшее наказание; если же вы убьете его из-за несчастной любви или из ревности, суд отнесется к вам благосклонно, а Поль в качестве вашего адвоката и вовсе потребует приговорить убитого к высшей мере.
Homo sentimentalis может быть определен не просто как человек, испытывающий чувства, ибо на это способны мы все, но как человек, возводящий свое чувство в достоинство. А как только чувство признается достоинством, чувствовать хочет каждый; и поскольку мы все любим хвастаться своими достоинствами, то склонны и выставлять напоказ свое чувство.
Превращение чувства в достоинство происходило в Европе уже в двенадцатом веке: трубадуры, воспевающие свою великую страсть к любимой и недостижимой знатной даме, представлялись всем, кто их слышал, столь восхитительными и прекрасными, что каждый стремился по их примеру стать жертвой какого-нибудь необузданного движения сердца.
Чувство по сути своей рождается в нас вне нашей воли, часто вопреки нашей воле. Когда мы  хотим чувствовать  (решаем чувствовать, как решил Дон-Кихот любить Дульсинею), чувство уже не чувство, а имитация чувства, его демонстрация. То, что обычно называют истерией. Поэтому homo sentimentalis (то есть человек, который возвел чувство в достоинство) по существу то же самое, что и  homo hystericus  . Однако это вовсе не значит, что человек, имитирующий чувство, его не испытывает. Актер, исполняющий роль старого короля Лира, чувствует на сцене перед всеми зрителями истинную печаль покинутого, преданного человека, но эта грусть испаряется в ту секунду, когда спектакль кончается. И потому homo sentimentalis, восхищающий нас великими чувствами, тут же следом способен ошеломить нас непостижимым безразличием».
«Я тебя люблю и этим прав/а» - достаточно частая фраза. «да, я обижаю тебя, но я ведь тебя люблю». «Да, я бью тебя, но я ведь люблю». Подобные нелепицы стали столь привычными в языке, что уже не кажутся нелепицами. Сильные чувства по-прежнему, как и в эпоху трубадуров, считаются достоинством.
«Я мыслю, следовательно, я существую — фраза интеллектуала, который пренебрегает зубной болью.  Я чувствую, следовательно, я существую — правда, более обобщенная по силе и касающаяся всего живого. Мое «я» не отличается существенно от вашего «я» тем, что оно думает. Людей много, мыслей мало: все мы думаем приблизительно одно и то же и друг другу передаем мысли, обмениваемся ими, берем взаймы, крадем. Однако когда кто-то наступил мне на ногу, боль чувствую я один. Основой «я» является не мышление, а страдание — самое элементарное из всех чувств. В страдании даже кошка не может сомневаться в своем незаменимом «я». В сильном страдании мир исчезает, и каждый из нас — лишь сам наедине с собой. Страдание — это великая школа эгоцентризма. (Цитата всё из того же романа Кундера).

Откуда же утверждение, что «страдание возвышает»? Откуда представления о величии сильных страстей? Неужели тоже из человеческой жажды выделиться, самоутвердиться, отличиться? Из жажды власти? Человек сентиментальный, любующийся своим чувством, одержим своей мнимой уникальностью.
 

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
nickola_sun
24 мар, 2013 08:23 (UTC)
Страдание не возвышает. Вообще стремление возвыситься само по себе идет вразрез даже с христианскими заповедями. Возвышение растит гордыню. Да, страдания меняют человека, правда не всегда. Кто-то находит в них удовольствие и не хочет покинуть уютного места.
Если болит зуб, то лучше обратиться к врачу или принять таблетку, потому что боль в одном месте нарушает работу и других, вполне работоспособных органов.
Если "болит душа", то надо подумать о том что это в чем-то мешает жизни. Наши душевные страдания большей частью идут от неверных убеждений, которые реально мешают жить и себе, и близким людям.
uruselna
24 мар, 2013 09:41 (UTC)
Наверное, неточно выразила мысль. У меня возникает протест не против страданий как таковых, а против любования этими страданиями и построения своей исключительности на этом))
nickola_sun
24 мар, 2013 10:26 (UTC)
Стремление выделиться привычно в нашем обществе. А то что выделяються путем демонстрации страданий... результат мифологии. Иисус страдал, следовательно и другие праведники обязаны страдать. Почему-то никто не задается вопросом, что в жизни Иисуса не было особых страданий, только перед смертью.
uruselna
24 мар, 2013 11:26 (UTC)
Да, хорошо подмечено - "не задаётся вопросом".
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner

Profile

uruselna
uruselna

Latest Month

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031